Двадцативосьмилетнее авторитарное правление Эмомали Рахмона негативно отражается на жизни каждого гражданина 9-ти миллионного населения Таджикистана. Тотальная узурпация власти, установленные Эмомали Рахмоном кумовство во всех государственных структурах, насквозь пропитавшая все сферы страны коррупция, непрекращающиеся многомилионные грабежи на государственном уровне, насилие и убийства инакомыслящих, рейдерские захваты бизнеса предпринимателей со стороны членов семьи Рахмона, отсутствие механизмов защиты и правосудия – всё это стало определением правления Эмомали Рахмона. Восемьдесят процентов экономики Таджикистана принадлежит членам семьи Рахмона, все ключевые отрасли монополизированы детьми и зятьями Рахмона путем рейдерских захватов и царящего произвола и вседозволенности в правоохранительных органах, подкупности и зависимости судебной системы страны. Из-за отсутствия технологического прогресса и конкурентой среды в стране с каждым годом уменьшается количество рабочих мест. Все ранее существовавшие заводы и фабрики были превращены в металлолом, который продали в Афганистан, а земельные участки распродали под постройку домов. Целенаправленное завышение налоговых ставок и таможенных платежей обанкротили отечественных предпринимателей и выдавили из страны иностранных инвесторов.
Развалившаяся экономика страны отправила более 2,5 миллиона активных, трудоспособных граждан Таджикистана искать средства для пропитания за рубежом. Политика насилия и репрессий Эмомали Рахмона заставила десятки тысяч бежать из страны в поисках убежища. Отсутствие перспектив развития и роста и мизерные зарплаты привели к большому оттоку из страны молодых интеллектуалов и талантливых личностей, инженеров, конструкторов, докторов, профессоров, деятелей науки и специалистов других сфер.
Каждый год 2,5-миллионная армия трудовых мигрантов, из которых около 2 миллиона находятся в России, отправляет на родину в Таджикистан денежные переводы, которые формируют 60 процентов ВВП страны. Вся экономика Таджикистана держится за счет денежных переводов трудовых мигрантов. Источником мира и стабильности в Таджикистане являются также трудовые мигранты. При этом со стороны правительства Таджикистана трудовым мигрантам не оказывается никакая помощь, защита или внимание. Трудовые мигранты, составляющие более 50 процентов электората Таджикистана, лишены своих политических и гражданских прав и возможности быть услышанными. Находясь в трудовой миграции, для них не создано никаких условий, чтобы они могли отдать свой голос на выборах или как-то участвовать в политических процессах Таджикистана. У них нет площадки для выражения своего мнения и проведения мирных собраний. Даже находясь за рубежом, они подвергаются преследованиям за критические взгляды на политику режима Эмомали Рахмона.
Любое государство обязано защищать интересы и помогать своим гражданам, находящимся за рубежом. Однако, правительство Эмомали Рахмона не только не выполняет свои консульские обязательства перед трудовыми мигрантами за рубежом, но относится к ним только лишь как к машине, генерирующей деньги.
Режим Рахмона применяет необоснованно высокие тарифы для выдачи гражданам загранпаспортов. Так, получение одного загранпаспорта обходится гражданину Таджикистана от 200 до 350 долларов в зависимости от срока изготовления паспорта. Известно, что бизнес биометрических паспортов в Таджикистане находится в руках дочки Эмомали Рахмона Озода Рахмон, которая устанавливает и курирует все ставки через свою подставную компанию.
Каждая справка в посольстве или консульстве Таджикистана за рубежом продается гражданам Таджикистана по очень завышенным ценам. За определенные услуги или помощь, которые дипломатические представительства страны обязаны оказывать своим гражданам за границей бесплатно, консулы вымогают огромные суммы взяток. Так, например, за справку о возвращении на родину в консульствах Таджикистана на территории России, требуют до 50 долларов США.
Режим Рахмона зарабатывает на трудовых мигрантах не только за счет поборов и вымогательств за бумажные дела. Оплата авиаперелетов из Таджикистана в города России и обратно, осуществляемые Сомон Эйр – авиакомпанией, принадлежащей шурину Эмомали Рахмона Хасану Асадуллозода – являются еще одним тяжким бременем на плечах трудовых мигрантов. Стоимость авиабилетов Сомон Эйр на 35-60 процентов дороже, чем рейсы авиакомпаний соседних стран на аналогичные расстояния. Поэтому трудовые мигранты из Согдийской области выбирают полеты через узбекские и киргизские аэропорты, пользуюсь авиакомпаниями соседних стран.
Еще одна существенная высасывающая из трудовых мигрантов все соки машина – это таджикские банки. Известно, что все финансовые операции, которые происходят в Таджикистане контролирует зять Эмомали Рахмона Джамолиддин Нуралиев. По факту именно он управляет Национальным банком Таджикистана. В Таджикистане согласно законодательству операции по обмену валют могут осуществлять только банки. В Таджикистане по всей республике функционирует всего 11 банков, 9 из которых принадлежат членам семьи Рахмона.
Все денежные переводы, которые отправляют трудовые мигранты из за границы домой в иностранной валюте, их родные могут получить в Таджикистане только в национальной валюте – сомони. Выдача денежных переводов в иностранной валюте не производится. При этом обменный курс, устанавливаемый Национальным банком Таджикистана, за покупку иностранной валюты очень низкий.
Если же гражданам или юридическим лицам необходима иностранная валюта, покупка ее у банка тоже представляет определенные трудности. В банках на покупку иностранной валюты установлены определенные ограничения, которые вынуждают и бизнес, и частные лица искать другие пути для восполнения потребностей в валюте. Такими путями стал черный рынок обмена валют, где по завышенному обменному курсу сбывают населению иностранную валюту. Черный рынок обмена валют также контролируется членами семьи Эмомали Рахмона. Ежегодная прибыль от продажи валюты на черном рынке, поступившей в страну через денежные переводы трудовых мигрантов, составляет как минимум 250 миллионов долларов и идет в карман дочерей и зятей Рахмона.
Но Джамолиддин Нуралиев не остановился только на высоком обменном курсе и валютных операциях на черном рынке. Он придумал еще один механизм, высасывающий денежные средства из трудовых мигрантов, и в декабре 2019 года ввел в Таджикистане национальный процессинговый центр по денежным переводам. Аналога такой наглой афере и мошенничеству, одобренному и введенному на государственном уровне, нет нигде. Целью создания этого процессингового центра было выдавить из рынка Таджикистана известные системы денежных переводов, как например, Золотая Корона, и позволить работать только тем системам, которые согласились на условия Джамолиддина Нуралиева для дальнейшего их существования на рынке Таджикистана. Результатом выполнения этих условий стали высокие ставки комиссий, взимаемых с трудовых мигрантов за отправку денежных переводов в Таджикистан. На этой афере, закрепленной на государственном уровне, Джамолиддин Нуралиев получит до 25 миллионов долларов ежегодной прибыли.
Во время кризиса пандемии Covid-19 положение таджикских трудовых мигрантов стало еще труднее. Два миллиона граждан Таджикистана, которые трудятся в России, оказались на грани выживания. 19 марта 2020 года, без предупреждений, Таджикистан объявил о закрытии своего воздушного пространства. Все рейсы, на которых трудовые мигранты должны были вернуться из России домой, были отменены. Людей сотнями буквально сняли с рейсов и, с авиабилетами на руках, они оказались заблокированы в аэропортах России. Под давлением СМИ и гражданского общества, до 28 марта 2020 года, пока Россия не закрыла свое воздушное пространство, спустя дни, проведенные на полу аэропортов, без денег, еды и ночлега, трудовых мигрантов частично вывезли на пяти чартерных рейсах домой в Таджикистан. Все ранее приобретенные авиабилеты сгорели, и для того, чтобы попасть на чартерный рейс, требовалось купить новый билет стоимостью в 600-700 долларов. Те, кто не смог приобрести билет или кому не хватило мест, оставались в ожидании в аэропорту до тех пор, пока их и оттуда не выгнали буквально умирать на улице.
В такой трудный период, наши трудовые мигранты, которые десятилетиями кормили Таджикистан и держали его на плаву, на жизнях и труде которых семья Эмомали Рахмона наживала сотни миллионов долларов каждый год, в период кризиса они остались брошенными, один на один с большой бедой. Ни Эмомали Рахмону, ни его семье нет никакого дела до того, что происходит с гражданами Таджикистана, которые не смогли вернуться домой, и каким образом они выживают на чужбине. Эмомали Рахмон полностью раскрыл свое лицо: его кровожадность, властолюбие, ненасытность заполнило всю его сущность и не оставило место ничему человечному.
В мае 2020 года посольство Таджикистана в Москве организовало 4 чартерных рейса для возвращения домой родственников приближенных Рахмону и близких его окружения. Оставшиеся свободные места на эти самолеты распродавались остальным желающим вернуться домой гражданам Таджикистана по цене от 600 до 1,000 долларов США за билет.
Хотя официально карантин в Таджикистане так и не объявляли, все же некоторые места массового скопления людей прекратили работу и самоизолировались. С 15 июня 2020 года Эмомали Рахмон собирается открыть все базары и рынки и вернуть страну в так называемое прежнее русло. На протяжении последних двух недель в Таджикистане ведется официальная пропаганда о якобы снижении численности заражений Covid-19 и отсутствии смертей. Пациентам с симптомами коронавируса сново начали ставить диагнозы пневмония или бронхит, продолжая скрывать реальное число заражённых и умерших от Covid-19. При этом, количество смертей сохраняется ежедневно стабильно высоким. Рахмон утверждает, что в Таджикистане победили коронавирус, тогда спрашивается, почему он не вернет домой всех оставшихся в России и желающих вернуться трудовых мигрантов? Почему базары и рынки начинают работать, а границы для своих граждан остаются закрытыми?
За последние два месяца количество граждан Таджикистана, умерших в России, достигло сотни, но никому не было позволено отправить их тела для погребения на родину. Рахмон не желает возвращения граждан Таджикистана домой, ни живых, ни мертвых.
В связи с пандемией короновируса, в России потеряли работу до 40 процентов трудовых мигрантов из Таджикистана. Потеряв источник дохода, они буквально остались на улице в тяжелейших условиях выживания. Многие из них спят в лесу; редкие подработки хватают только на то, чтобы купить еду и иногда оплатить временый ночлег. Режим Рахмона не оказывает абсолютно никакой помощи, посольства Таджикистана бездействуют.
За 28 лет Рахмон создал систему, которая из года в год, из поколения в поколение, выдавливала молодую и работоспособную часть населения из страны. Не прикладывая никаких усилий для создания рабочих мест в Таджикистане, Рахмон стремился к тому, чтобы движущая сила населения страны находилась подальше от него. Сейчас настало время, когда из-за мировой пандемии, эта движущая сила больше не может оставаться за бортом. Два миллиона трудовых мигрантов возвращаются домой, и Рахмон это понимает и очень этого боится.
С каким настроением эти бедные, измученные, полные страданий люди вернуться домой? Они устали от несправедливости, устали от вечных поборов, вымогательств, попраний их человечности и унижения их достоинства. Устали от отсутствия перспектив и возможности иметь нормальную жизнь дома, устали от безысходности и загнанности в угол. И они понимают, что источником их бед и несчастий является ненасытный режим Эмомали Рахмона и его семейный клан.
Движущая сила Таджикистана, залог мира и стабильности – наши трудовые мигранты возвращаются домой. И они хотят перемен во власти и изменений в стране. Эмомали Рахмон это знает, и очень этого боится.
——————————————-
Дорогие читатели, на моей странице вы можете найти также и другие разоблачающие статьи о членах семьи Эмомали Рахмона. В скором времени ожидайте новые публикации.
Если у вас есть факты о коррупционных схемах и других преступлениях членов семьи Рахмона, пишите мне в личные сообщения на мессенджер или на мой номер в Whatsapp и IMO. Спасибо.
С уважением,
Шарофиддин Гадоев